Люди - не единственный вид, который манипулирует предметами просто ради забавы и развлечения. Многие другие млекопитающие, а также некоторые птицы также демонстрируют поведение, связанное с игрой. А как насчет насекомых? До сих пор никто толком не изучал этот вопрос. Команда из Лондонского университета королевы Марии представила доказательства того, что шмели могут играть. Это открытие имеет значение для нашего понимания чувств и благополучия насекомых и станет первым доказательством того, что насекомые способны играть.
Игра - это явление, наблюдаемое у многих видов животных. Ученые считают, что игра способствует здоровому развитию и поддержанию когнитивных и моторных навыков - фундаментальных, например, для стратегии добычи корма. Большинство наблюдаемых случаев касаются млекопитающих или птиц с большим мозгом, но лишь немногие исследования рассматривали других животных. Это связано с тем, что определить и изучить игровое поведение беспозвоночных гораздо менее просто.
Чтобы считаться игровым поведением, оно должно быть лишено какого-либо интереса, кроме развлечения; оно не должно выполняться для получения пищи, крова или партнера. Оно должно быть добровольным, спонтанным и вознаграждающим само по себе (т.е. не связанным с каким-либо вознаграждением), повторяющимся, но не стереотипным. Двигательные действия должны отличаться от тех, которые используются для четко определенной функции (попытка спаривания, кормление), и они должны быть инициированы, когда животное находится в "расслабленном" состоянии. "Цель состоит в том, чтобы отличить игру от других, очевидно, бесфункциональных форм поведения, вызванных стрессом, таких как повторяющиеся шаги или раскачивание, наблюдаемые у животных в зоопарке", — объясняют исследователи.
Поведение, мотивированное исключительно игрой?
Обычно выделяют три широкие категории игрового поведения: социальные игры, двигательные игры и игры с предметами. Социальная игра включает в себя игривое взаимодействие между животными, обычно между молодыми особями. Локомоторная игра включает интенсивные и продолжительные движения тела, такие как бег и прыжки, без видимой необходимости в этом. Наконец, в предметной игре участвуют неодушевленные предметы. Очень немногие исследования сообщали о каком-либо подобии социальной игры у муравьев и молодых ос.
Исследование, опубликованное в 2017 году, показало, что шмелей можно обучить толкать маленькие шарики в определенное место, чтобы получить пищевое вознаграждение. Однако в ходе этого эксперимента оказалось, что некоторые шмели часто толкали шары, не получая при этом никакой особой выгоды. Это наблюдение послужило поводом для проведения настоящего исследования: толкали ли шмели шары просто для развлечения?
Чтобы выяснить это, исследователи наблюдали за поведением колонии из 45 шмелей (28 самок и 17 самцов) в возрасте от 1 до 23 дней перед 18 маленькими деревянными шариками; шесть шариков были окрашены в фиолетовый цвет, шесть - в желтый, а последние шесть сохранили свой первоначальный деревянный вид. Улей был соединен с ареной акриловым туннелем; этот туннель вел прямо на открытую площадку, в конце которой находились две кормушки (с сахаром или пыльцой).
По обе стороны от этой свободной от препятствий зоны находились две зоны по 9 шариков (по три каждого цвета); в одной из них шарики были подвижными, в другой они были прикреплены к земле. Когда насекомые выходили из туннеля, у них был выбор: идти по чистому пути к кормушкам или отклониться от этого пути к участкам, содержащим неподвижные и подвижные шарики. Эксперимент длился 3 часа, каждый день в течение 18 дней. Каждый день все предметы и экспериментальная арена очищались, чтобы удалить все запаховые сигналы, оставленные насекомыми.
Существа с разумом гораздо более сложным, чем мы думаем
Команда заметила, что шмели выбирали зону с движущимся шариком на 50% чаще, чем зону с неподвижным шариком; цвет шарика не оказывал особого влияния. В общей сложности было зафиксировано 910 действий по перекатыванию мяча. Если рассматривать индивидуально, то насекомые катали шарики от 1 до 117 раз во время эксперимента, хотя им не предлагали это делать! Такое повторяющееся поведение свидетельствует о том, что катание было вознаграждено.
Команда также обнаружила, что молодые шмели, особенно в возрасте 3-7 дней, катали шары чаще, чем более взрослые шмели - зеркальное отражение поведения, наблюдаемого у людей и других млекопитающих, у которых молодые особи играют охотнее, чем старые. Эксперимент также показал, что шмели-самцы катали шарики дольше, чем шмели-самки. Это можно объяснить тем, что в природе самки отвечают за обеспечение колонии пищей; руководствуясь инстинктом, они, в отличие от самцов, были больше озабочены выполнением своей основной функции, чем развлечениями.
Чтобы убедиться, что насекомые перемещали шарики исключительно для игры, исследователи провели еще один эксперимент, в котором 42 шмелям поочередно предоставлялся доступ к двум цветным камерам, в одной из которых находились движущиеся шарики, а в другой - никаких предметов (4 часа в день, в течение двух дней подряд). Когда шмелям предоставлялся выбор между двумя камерами, ни в одной из которых не было шариков, они отдавали явное предпочтение тому цвету, который ранее ассоциировался с наличием деревянных шариков.
Эти результаты показывают, что цель была чисто игровой. Катание шариков не способствовало стратегиям выживания и осуществлялось в условиях, свободных от стресса. "Это еще раз показывает, что, несмотря на свои маленькие размеры и крошечный мозг, [шмели] - это нечто большее, чем просто маленькие роботизированные существа. Они могут испытывать даже элементарные положительные эмоциональные состояния, как и другие крупные животные", — говорит Самади Галпаяж, аспирант Лондонского университета королевы Марии и первый автор исследования.
Таким образом, разум насекомых намного сложнее, чем мы себе представляем. "Мы получаем все больше доказательств того, что нам необходимо сделать все возможное для защиты насекомых, которые представляют собой целый мир, далекий от тех бездумных, лишенных эмоций существ, которыми их традиционно считают", — заключил профессор Ларс Читтка, профессор сенсорной и поведенческой экологии Лондонского университета королевы Марии и соавтор исследования.