Спутники, запущенные с космодрома Сичан, являются первыми спутниками в первом мегасозвездии, поддерживающими автономное вождение.
2 июня с космодрома Сичан на борту ракеты Чанчжэн-2C взлетели первые девять спутников GeeSAT-1 китайского автомобильного гиганта Geely. Компания, которой принадлежат такие бренды, как Volvo, Smart и Lotus, намерена создать первое созвездие, предназначенное для автономного вождения. Эти спутники также являются первым реальным шагом к созданию частной мегаконстелляции в Китае.
GeeSAT-1 обеспечит чрезвычайно точную систему позиционирования, порядка сантиметров. В основном он будет использоваться для управления автономным вождением автомобилей китайского бренда, а в будущем - для управления другими системами, такими как беспилотники и самолеты. Китайские спутники также обеспечат мобильную интернет-связь, как заявил Ван Ян, глава подразделения Geespace.
Geespace, аэрокосмическая дочерняя компания Geely, ожидает быстрого массового производства спутников GeeSAT, подобных группировкам, таким как Starlink и OneWeb. Краеугольным камнем этих усилий также является новый завод стоимостью 326 миллионов долларов, недавно открытый и предназначенный для автономной работы.
Первое китайское мега-созвездие
Успешно связавшись со спутниками через наземные станции в Горле, Geespace стремительно движется к следующему запуску. Следующие три спутника готовы.
Geely планирует к 2025 году создать первоначальную группировку из 72 спутников, которая будет предоставлять услуги только в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а затем расширить ее с постепенным глобальным охватом. Число спутников возрастет до 240 на втором этапе, сроки и характеристики которого пока неизвестны. Однако правдоподобно предположить, что это будет усовершенствованная версия сегодняшнего GeeSAT-1, возможно, с новой или совершенно другой спутниковой системой.
Спутники GeeSAT-1 построены на базе платформы, известной как GeeSAT100, номер которой указывает на ее массу в 100 кг. При ожидаемом сроке службы в пять лет спутники будут находиться на орбите на высоте около 620 км, в очень переполненном диапазоне из-за мега-интернет группировок. Согласно Geely, спутники будут автономно использовать свою двигательную установку в конце срока эксплуатации для возвращения в атмосферу. Этот манёвр позволит им как можно быстрее покинуть орбиту.
Кроме того, вновь запущенные спутники оснащены мультиспектральными датчиками, предназначенными для наблюдения за океаном. Явно отличное дополнение к основному назначению спутников.
Первоначально компания Geely пыталась запустить два тестовых спутника, известных как GeeSAT-1A и GeeSAT-1B, в декабре 2021 года на борту ракеты Куайчжоу-1A. Это была твердотопливная ракета, построенная ExPace, дочерней компанией государственного аэрокосмического гиганта CASIC, не путать с CASC, другой китайской государственной компанией, но производителем Long March.
Первоначально компания Geely пыталась запустить два тестовых спутника, известных как GeeSAT-1A и GeeSAT-1B, в декабре 2021 года на борту ракеты Куайчжоу-1A. Это была твердотопливная ракета, построенная ExPace, дочерней компанией государственного аэрокосмического гиганта CASIC, не путать с CASC, другой китайской государственной компанией, которая является производителем ракеты-носителем Чанчжэн.
Ракета взорвалась во время полета, вероятно, из-за третьей ступени. Компания ExPace пока не уточнила причину неудачи, и неизвестно, когда будет произведен повторный запуск.