Эпидемии и борьба с ними, как причина гибели и зарождения цивилизаций

Подробный обзор истории эпидемий и профессиональный взгляд на борьбу с ними дает в своей работе начальник 3 Центрального военного клинического…

Эпидемии и борьба с ними, как причина гибели и зарождения цивилизаций

Подробный обзор истории эпидемий и профессиональный взгляд на борьбу с ними дает в своей работе начальник 3 Центрального военного клинического госпиталя им. А. А.Вишневского, доктор медицинских наук, врач высшей категории, генерал медицинской службы МО РФ Александр Есипов.

Слова "эпидемия" и "пандемия" в последнее время можно услышать повсеместно — их используют представители власти, журналисты, тиражируют блогеры, тема разрешения текущей эпидемиологической ситуации стала главной почти для каждого из нас. В настоящее время, наверное, не осталось стран, где бы не слышали о коронавирусе и его влиянии на нашу жизнь. Ученые по всему миру с самого начала распространения коронавируса задались вопросом о его происхождении, природе, занялись поиском средств борьбы с ним. Сейчас идут активные исследования по разработке вакцины, а в некоторых крупных городах применяются строгие меры по сохранению общественной безопасности близкие к военному положению, ведь для победы над такой масштабной эпидемией пришлось объявить вирусу настоящую войну.

Но как вести войну с таким невидимым врагом? Чтобы выбрать правильную стратегию лучше всего последовать примеру известных полководцев и военачальников — изучить опыт прошлого, адаптировать его под себя, импровизировать и победить. Также неплохо бы разобраться в разнице между словами "эпидемия" и "пандемия" — ведь не просто так существуют такие разные слова для такого, казалось бы, однозначной вирусной инфекции.

Итак, понятие об эпидемии и пандемии в существующих словарях и энциклопедиях истолковывается, как повышенное количество заболевших определенной болезнью за установленный промежуток времени. Если число больных быстро увеличивается только в одной стране — это эпидемия. Если заболевание регистрируется в соседних странах — это уже пандемия. Еще одно популярное определение "эпидемии" — "повальная болезнь", что происходит от греческого эпи- (над, среди) и демос- (народ).

Эпидемии в истории

Эпидемии происходили всю нашу историю. По школьным учебникам и научно-популярной литературе, наверное, каждый вспомнит крупнейшие военные конфликты, чуть меньше — стихийные бедствия и техногенные катастрофы, еще меньше — случаи эпидемий. Но именно последние унесли максимальное количество человеческих жизней, две мировые войны вместе взятые убили меньше людей, чем средневековая чума. Эпидемии приводили к гибели народов и цивилизаций и ученые прошлого — алхимики, знахари, жрецы, травники вносили вклад в историю этого противостояния — не на жизнь, а на смерть.

Вполне ожидаемо, что мы не знаем точно, сколько смертей повлекли эпидемии древности. Но тут нам в помощь археологические раскопки и памятники языковой культуры, передаваемой в устном или письменном виде. Так, установлено, что примерно 5000 лет назад неизвестная болезнь с высокой смертностью населения и, вероятно, стремительным распространением, поразила северо-восток Китая. В археологическом комплексе "Хамин Манга" обнаружены дома, заполненные скелетами людей разных возрастов. Видимо, захоронить погибших было некому. Известно также, что около 3000 лет до нашей эры, неизвестная болезнь поразила столицу династии Шань-Инь, в результате которой умер тогдашний правитель Китая. Признаки поражения туберкулезом и проказой обнаружены у древнеегипетских мумий, возраст которых датируется от 3 до 2 тысяч лет до нашей эры. В древних Шумерских и Индийских устных и религиозных эпосах также упоминаются случаи массового заболевания и гибели людей.

Но это все — только нечеткие "отголоски" напастей из далекого прошлого, о которых осталось больше догадок и предположений, чем достоверных данных. Тем не менее с развитием письменности, появлением библиотек страшные детали эпидемий древности проявляются ярче и страшнее. Так, в Месопотамии, Древнем Египте, Иудее, Индии стали документально и достаточно подробно описываться случаи массовых заболеваний людей. А вот, что говорит нам одна из известнейших книг всех времен и народов — библия.

В Ветхом Завете, в книге Исход, описаны события 1300 — 1600 г. до нашей эры, которые широко известны как 10 казней Египетских. В частности, 5 казнь — мор скота, 6-я — язвы и нарывы, 10-я — смерть младенцев, что вполне может быть связано и с инфекцией. В древнеегипетских источниках, датированных 18-13 веками до нашей эры, в частности папирусе "Речения Ипувера", частично подтверждаются описанные события, которые произошли во времена правления фараона Рамзеса II и его сына Мернептаха. В Ветхом Завете описаны события 1200 г. до нашей эры, когда филистимляне, победив иудеев, в качестве военного трофея захватили Ковчег Завета и привезли его в свою столицу — город Аскалон (Азот), где установили в святилище своего бога Дагона. В ближайшее время в городе вспыхнула эпидемия.

"…И те, которые не умерли, поражены были наростами, так, что вопль города восходил до небес…".
Болезнь распространилась на пять городов Филистеи, после чего пятью царями филистимлян было решено вернуть реликвию на место из-за боязни новых жертв. Вероятно, здесь описывается одна из первых эпидемий чумы, для которой характерно появление болезненных уплотненных лимфатических узлов (бубонов). С греческого "бубон" переводится как "пах".

Писатели древней Греции, которые были "специалистами широкого профиля" (инженеры, естествоиспытатели, социологи, философы, поэты, художники) отмечали случаи пандемий и передали нам первые более-менее точные описания событий. В Греческих источниках за 1000 лет до нашей эры Гомер описывает события о массовой болезни и море, поразившем население Ахеи, а Геродот описал эпидемию проказы в Персии в 5-6 веке до нашей эры. Из сообщений летописцев древности видно, что от болезней не были застрахованы и представители высшего слоя общества — так, в 480 году до нашей эры эпидемия оспы, которая возникла в элитных частях персидской армии, унесла жизнь царя Ксеркса.

Вот еще несколько эпизодов из литературных трудов античности. В 427-430 годах до нашей эры Спартанский историк и военачальник Фукинид в труде "История Пелопонесской войны" описал эпидемию болезни, которую до 2006 года считали чумой, и которая возникла во время осады спартанцами Афин. Афиняне, по решению своего главнокомандующего Перикла, решили укрыться за стенами города и переждать нашествие Спарты. Однако не были учтены скудные запасы воды, к тому же плохого качества, и продовольствия. В результате, в переполненном беженцами городе, вспыхнула эпидемия болезни, которая унесла жизнь четверти населения города и четверти его войска. Вскоре болезнь распространилась и на осаждавшие войска Спарты. Погибло половина спартанской армии. Фукинид заболел, но выжил. Главнокомандующий Афинской армии, Перикл, погиб от этой болезни одним из первых. В 2006 году, в результате археологических раскопок братского захоронения на территории Афинского акрополя, в останках жителей того периода был обнаружен возбудитель тифа.

Большой вклад внесла эпидемия в падение Древнего Рима. В то время он был сильным государством и постоянно увеличивал свое влияние, но в 165 году во время войны в Месопотамии в римских легионах возникла эпидемия, которая также известна как чума Антонина или чума Галена — врача, подробно описавшего ход эпидемии. Она завершилась в 180 году, уничтожив до 30% населения страны и значительную часть армии. Только в Риме ежедневно погибали порядка двух тысяч человек, а общее количество жертв составило до пяти миллионов человек. Чума не щадила ни простое население, ни высшие слои общества — она унесла жизнь римского императора Луция Вера в 169 году и его соправителя, императора-философа Марка Аврелия Антонина, а также "выкосила" население по всей территории империи от Ассирии до Испании, от Британии до Египта. Слухи и неведение царили среди жителей, торговля была практически остановлена, что нанесло катастрофический удар по экономике государства. Денег не было даже на охрану границ, усугубило ситуацию и вторжение войск соседних государств.

В этот период началось разочарование в старых богах, что послужило развитию христианства. В нем население видело спасение, ведь христиане заботились о заболевших, подавали пример сострадания и гуманизма. Однако, эпидемия быстро распространялась за пределы Римской империи и практически одновременно с ее падением была разрушена Ханская империя в Китае. Если на западе в этот период активно развивалось христианство, то на востоке широкое распространение получил буддизм. Вера в одного, а не нескольких богов в то время становилась все популярнее и способствовало этому экономическое падение, гибель массы людей и разрушение моральных устоев общества.

Не обошла стороной чума и более позднюю Византийскую империю. В 541-м году при правлении императора Юстиниана (его именем назвали этот недуг), были зарегистрированы первые случаи заболевания чумой в Эфиопии, а после — Египте, Азии, Аравии и Европе. Как писал византийский историк Прокопий Кесарийский, "от чумы не было человеку спасения, где бы он ни жил — ни на острове, ни в пещере, ни на вершине горы. Много домов опустело, и случалось, что многие умершие, за неимением родственников или слуг, лежали по нескольку дней несожжёнными. В это время мало кого можно было застать за работой. Большинство людей, которых можно было встретить на улице, были те, кто относил трупы. Вся торговля замерла, все ремесленники бросили своё ремесло". Уже через три года в столице империи — Константинополе от чумы умирали по пять тысяч человек в день.

Больше всего от чумы и последовавших за ней экономических и человеческих потерь, а также набегов варваров страдали самые развитые и густонаселенные территории. Рушились привычные экономические связи, торговые пути становились все более опасными, а крупные города того времени оказались на грани голода, бунтов и анархии. Византийцы помнили пример падения Рима, который из столицы превратился в пастбище для коз. Но император Юстиниан I, который сам переболел чумой и потерял супругу Феодору, сумел сохранить контроль над государством и обеспечить минимальные потребности населения и его безопасность, однако попытка восстановить величие империи провалилась — эпидемия унесла жизни порядка 20-ти миллионов человек — почти половину жителей государства. Безлюдными стали огромные территории Малой Азии, Северной Африки и Восточного Средиземноморья.

Чума продолжала "колесить" по планете и дальше — в 1090-м году она была завезена в Киев вместе с торговцами и унесла жизни около 10-ти тысяч жителей, с 1096-го по 1270-й годы от чумы погибло более миллиона населения Египта, а в 1320-м году она уничтожила больше трех четвертей населения провинции Хэбей в Китае. Не обошла эпидемия стороной и Индию, Центральную Азию, Персию и так далее. Самой масштабной по количеству жертв считается эпидемия чумы, которая получила название "Черная смерть". Она распространилась по Европе в 1338–1353 годах и уничтожила до 200 миллионов человек или порядка 60% населения континента. В то время в странах Европы был распространен отказ от мытья, который поддерживали религиозные фанатики. Считалось, что это поможет "усмирить грешное тело". Вот что писал на этот счет Святой Бенедикт: "Здоровым телесно и в особенности молодым по возрасту следует мыться как можно реже". Естественно, что антисанитария, царившая в то время в городах, лишь ускоряла развитие эпидемии.

По истине страшной стала война хана Золотой орды Джанибека, который в 1346-м году осадил Генуэзскую крепость Кафа в Крыму. Один из участников осады, итальянец Габриэле де Мусси, в 1348 году написал мемуары под названием "Incipit Ystoria de Morbo sive Mortalitate que fuit anno Domini MCCCXLVIII. Compilata per Gabrielem de Mussis" (Начинается история мора или великой смертности, которая случилась в год Господа 1348.

Составлена Габриэле де Мусси: "В год Господа 1346 в странах Востока, в землях татар и сарацинов распространилась необъяснимая болезнь, которая заканчивалась скорой смертью. Обширные страны всех частей света, бескрайние земли, великолепные царства, города, крепости и поселения, многолюдные и изобилующие богатствами, оказались сраженными повальной болезнью и чудовищным мором, стремительно обезлюдели и пришли в полный упадок. На Востоке, к Северу от Константинополя, находился город Тана. В нем, по соглашению с татарами, был огорожен квартал, где расположились итальянские купцы. Из-за …. конфликта между итальянцами и татарами, он был осажден, беспощадно разрушен и полностью опустошен…Беглые христиане, напуганные мощью татар, укрылись со своим имуществом и людьми на вооруженном корабле и устремились за крепостные стены города Кафы, которые в той местности некогда возвели генуэзцы. Но… Орды нечестивых татар собрались отовсюду, окружили город Кафу, осадили несчастных христиан, и эта осада длилась три года. И там итальянцы, бесконечно терзаемые вражеским войском, едва могли переводить дух, когда в город прибывал корабль с продовольствием и помощью….И вот тогда напал на татар мор, их войско уменьшалось, каждый день теряя тысячи; в этом увидели стрелы, пущенные небом, дабы умерить гордыню татар; на их телах появлялись нарывы, на сгибах суставов, в паху образовывались бубоны, они лопались, источая гной, люди бились в лихорадке и испускали дух, и никакие советы и помощь врачей не давали облегчения…

Татары, измученные таким бедствием и чумным мором, были столь обессилены и подавлены, что почувствовали обреченность на смерть без какой-либо надежды на спасение; и тогда они решили класть тела умерших на свои камнеметательные машины и забрасывать их через крепостные стены в город Кафу. Повсюду распространился невыносимый смрад, были видны горы мертвецов, от чего христиане не могли ни спрятаться, ни бежать, ни в силах освободиться, и было решено мертвецов предать морю, бросив их в волны. Вскоре весь воздух был заражен, вода отравлена, охвачена гниением, усиливая заражение; едва ли один из тысячи мог, бросив войско, бежать, но, будучи зараженным, он повсюду разносил заразу, заражая других людей и поселения. Так страшный мор обрушился на весь мир, и никто не знал, как найти путь к спасению. Великая смертность поразила китайцев, индусов, персов, мидийцев, курдов, армян, тарсийцев, кавказцев, месопотамцев, нубийцев, эфиопов, туркменов, египтян, арабов, сарацинов, греков и весь Восток…Так случилось, что среди тех, кто сбежал из Каффы на кораблях, было несколько моряков, которые были заражены ядовитой болезнью. Некоторые корабли пришли в Геную, другие отправились в Венецию и в другие христианские страны. Когда матросы добрались до этих мест и смешались с людьми, казалось будто они принесли с собой злых духов: каждый город, каждое поселение, каждое место было отравлено страшным мором, а их жители, как мужчины так и женщины, умирали вдруг, внезапно. И когда один человек заболел, он заражал всю свою семью. Даже когда он умирал те, кто готовится похоронить его тело, были охвачены смертью. Таким образом, смерть входила в дома. В опустошенных городах жителям оставалось оплакивать своих мертвых соседей…".

Не исключено, что метод войны, изобретенный монголо-татарами, стал первым случаем применения биологического оружия. Вслед за этим эпидемия чумы поразила мир с запада на восток.

На русские земли чума пришла немного позже благодаря серьезным карантинным мерам, которые ввел московский князь Симеон Гордый. Он прекратил торговлю с Золотой Ордой и всем западным миром, выставив на дорогах посты. Однако, в 1352-м году не признававшие московскую власть псковские купцы возобновили торговлю Гамбургом, где уже вовсю бушевала эпидемия, и, как результат в том же году чума пришла во Псков. Отчаявшиеся местные жители попросили помощи у архиепископа Василия из Новгорода, который совершил молебен и Крестный Ход, но скончался от чумы по пути домой. Его тело привезли в Новгород, после чего "черная смерть" распространилась там, а позже и по всей территории Руси. Вымерли такие города, как Глухов и Белоозеро, а в Смоленске выжило не более десяти человек. В 1353-м году в Московском кремле от чумы погибли глава церкви митрополит Феогност, княжеская семья и сам Симеон, а 13-го ноября 1359-го от чумы скончался его брат Иван. Отдельные вспышки чумы продолжались на Руси еще долгое время — в 1388-м году мор снова уничтожил население Смоленска, после чего город перешел под контроль Литовского княжества. Известно, что 17-го октября 1428-го года от чумы умер известный русский иконописец Андрей Рублёв.

Очередная вспышка чумы в 15-м веке, вероятно, стала причиной краха монгольской империи, остановив ее натиск на европейские территории. Из-за нее на шесть лет прекратилась вся торговля между западом и востоком, что подтолкнуло испанских купцов на поиск новых путей в Азию. Так в 1492-м году Колумбом, неожиданно для него самого, вместо нового пути в Индию была открыта Америка. Этот же период ознаменовался завершением Средневековья и началом эпохи Возрождения.

Среди всех известных эпидемий чума имеет самые страшные последствия — она всегда приходила в самые напряженные периоды войн и политической нестабильности, разрушала привычный уклад и несла экономические и человеческие потери, религиозные изменения и крушение государств. Например, в 1654–1655 годах, когда шла русско-польская война, эпидемия уничтожила большую часть населения Москвы, в 1770–1771 годах массовый мор снова поразил Москву во время русско-турецкой войны. Тогда москвичи избивали врачей, которые, по их мнению, не должны были бороться с волей высших сил. В Даниловом монастыре был убит архиепископ Амвросий, который запретил собрания верующих в церквях. В общей сложности погибли более 50-ти тысяч жителей города, но бунт удалось прекратить генералу Григорию Орлову после трехдневных боёв.

В разное время эпидемии уносили жизни многих известных людей — в 1730-м году в Санкт-Петербурге от оспы умер российский император Петр II, за год до этого в ссылке скончался фаворит Петра I Александр Данилович Меньшиков и его старшая дочь Мария. От оспы также погибла известная актриса Вера Комиссаржевская. Известный русский композитор Петр Чайковский, врач Матвей Мудров, французский король Карл Десятый, немецкий военный стратеги Карл фон Клаузевиц, художник Андрей Иванов — автора картины "Явление Христа народу" умерли от эпидемии холеры. Тиф стал причиной гибели врача Станислава Провачека, ранее открывшего возбудителя этого заболевания. Кроме того, он также унес жизнь американского писателя Джона Рида. Известно также, что Наполеон, переболевший в свое время тифом, выходил из дома только в перчатках, в период войны с Россией он потерял от тифа до 30% своей армии, а российский полководец Кутузов до 50%.

Грипп стал известен в конце 19-го — тогда, в период с 1889 по 1892 годы произошла первая пандемия, о жертвах который точно неизвестно, но самая крупная в истории вспышка, которая более известна как "испанка", началась во время Первой мировой войны в 1918-м и продолжалась до 1919-го года,. Она стала крупнейшей в истории и унесла жизни до 100 миллионов человек или 5% населения Земли, а переболели ей около 30% населения планеты. От "испанки" только в Барселоне ежедневно умирали по 1200 человек, она быстро распространилась по планете, уничтожая целые деревни от Аляски до Южной Африки.

В 20-м веке разные штаммы гриппа неоднократно приходили на планету:

  • в 1957-м году азиатский грипп (штамм H2N2) уничтожил порядка двух миллионов человек,
  • в 1968–1969 годы гонконгский грипп (штамм H3N2) унес около 1-го миллиона жизней.
  • Известен также "русский грипп" 1976-1978 годов (штамм H3N2, H1N1), при котором поражались дети и молодые люди до 25-ти лет. О количестве жертв от него достоверно неизвестно.
  • Штамм H5N1 или "птичий грипп" в период с февраля 2003-го по февраль 2008-го года стал причиной смерти 227-ми человек.
  • В 2009–2010 годах штамм А/H1N1 или "свиной грипп" унес более 16-ти тысяч жизней.
  • С февраля 2019-го года, развивается очередная пандемия гриппа, возбудителем которой является вирус SARS-CoV-2 (Severe acute respiratory syndrome-related coronavirus 2), об окончательных итогах которой пока говорить не приходится.

Эпидемии гриппа также унесла жизни многих известных людей — от него умер американский государственный деятель Джордж Вашингтон, русский ученый, химик Дмитрий Иванович Менделеев, первая в Европе женщина-профессор Софья Ивановна Ковалевская, религиозный философ Елена Петровна Блаватская, революционер Яков Михайлович Свердлов, актриса кино Вера Васильевна Холодная и другие.

Методы борьбы и причины возникновения

Вся история медицины была связана с поиском лучших методов борьбы с эпидемиями и причинами их возникновения. Гиппократ, живший в 460-377 годах до Нашей эры, обобщил знания о признаках эпидемии в своем труде "Семь книг об эпидемиях", где указал привязку эпидемий к определенным местам и временным периодам.

Отдельно он отмечал неравномерность поражения отдельных социальных групп: "Оборванные толпы ранее всех других падают жертвами смерти, затем поражаются люди среднего достатка… Знатные же, полководцы и судьи, пользующиеся всеми удобствами и наслаждениями жизни, редко поражаются болезнью, но при развитии повальных болезней и они не остаются пощаженными".
Основной причиной распространения инфекций Гиппократ считал вредные испарения, "миазмы".

В трактате "О ветрах" он писал: "Когда воздух будет наполнен миазмами такого рода, которые враждебны природе людей, тогда люди болеют".
Врач Клавдий Гален, живший около 138-201 гг., писал об опасности общения с инфицированными.

Античные ученые сформулировали два общих представления о причинах, условиях и механизмах развития эпидемий, а также об их природе. Они изучали эпидемии, которые периодически возникали в одних и тех же местах, и предположили, что причиной заражения людей может быть болезнетворное начало, имеющее земное либо космическое происхождение и получившее название "миазма" (от греч. miasma — скверна). В качестве миазмов рассматривали "…все вредные, дурные испарения из низших мест, болот и вязких рытвин…" (Уильям Шекспир), а также исходящие от трупов людей, животных и просто от грязи, поднимающиеся в воздух, разносящиеся ветром и проникающие в организм людей при вдохе.

Второе наблюдение древних врачей говорило о "ползучем" распространении болезни и возникновении новых очагов от людей, прибывших из зараженных регионов. Возможно, эти наблюдения помогли сформулировать контагиозную (от лат. contagi — прикасаться) гипотезу происхождения эпидемий, которая говорила о контактном способе передачи инфекции.

Последняя гипотеза наиболее развилась в эпоху Возрождения в трудах современника и школьного товарища астронома Коперника, врача и астронома Джироламо Фракасторо (1478-1553). Он первым ввел термин "инфекция", означавший с латинского "внедряться", "отравлять". Также Фракасторо предложил и определение дезинфекции, описав свою теорию в книге "О контагии, контагиозных болезнях и лечении" (1546 г.). Позже немецкий врач Кристоф Гуфеланд (Hufeland К., 1762-1836) ввел термин "инфекционные болезни".

Важным вкладом в изучение инфекционных болезней стало изобретение Антони Ван Левенгуком микроскопа. В 1673-м году он установил, что маленькие живые существа (бактерии) живут повсюду и могут переноситься воздушным путем. При нагревании жидкости "зверьки" перестают двигаться, а после охлаждения они вновь не оживали. Это значит, что они могут существовать при определенной температуре, а ее изменение может привести к их гибели. Маленькие существа имеют разную форму: одни круглые, другие в виде палочек, завитков. Некоторые из них живут одиночно, некоторые образуют пары, группы. Одни из них не двигаются, другие совершают движение. Кроме того, Левенгук первым обнаружил в крови эритроциты, им впервые были обнаружены и описаны сперматозоиды, а также мышечные волокна. Таким образом, была подтверждена гипотеза Д. Фракасторо о живом начале, как причине инфекций.

В зависимости от мировоззрения, культуры и религиозных представлений разные страны по-разному пытались бороться с распространением эпидемии. Условно все эти способы можно разделить на организационно-ограничительные и медицинские. Так, на самом раннем историческом периоде широко была распространена изоляция населения по домам и запрет на проведение массовых мероприятий, а также другие карантинные мероприятия. При возникновении эпидемии власти сразу же запрещали перемещение, а нарушения карались чрезвычайно жестко. Запрещалось выходить даже из дома, если там находился больной "моровой болезнью" человек. В Новгородских письменных источниках 1572-го года указано, что священникам было запрещено исповедовать больных людей. Тех, кто нарушал запрет, в наказание следовало сжигать вместе с больным. Если в доме кто-то умирал, то всех оставшихся членов семьи запирали в этом же доме и обеспечивали питанием через существовавшую систему самоуправления улиц. При попытке нарушить запрет, домохозяйство сжигалось вместе со всеми, кто там находился.

В Новгородской грамоте того времени написано: "Месяца октября 29, в понедельник, в Новегороде, которые люди есть на них знамя смертоносное, у церквей погребати не велели, и велели их из Новагорода выносити вон за город (…) в которой улице человек умрет …… те дворы запирали и людьми и кормили тех людей улицею, и отцом духовным покаивати тех людей знаменных не велели, а учнет который священник тех людей каяти, бояр не доложа, ино тех священников велели жещи с теми же людми з больными".
Существуют документальные письменные свидетельства о том, что таким образом иногда сжигались целые деревни.

Средневековая Европа пыталась бороться с распространением инфекции руками инквизиции, которая искала "виноватых", среди которых были зачастую евреи, мусульмане и прокаженные. Совершались показательные казни ведьм и тех, кто по мнению инквизиторов был распространителей чумы. При этом, уровень общественной культуры оставлял желать лучшего — из-за отсутствия канализации на улицы европейских городов в то время сливались отходы, выбрасывался мусор, что во время дождей превращало площади в болота и служило рассадником инфекции. В таких антисанитарных условиях повальные болезни не прекращались, а во время эпидемий чумы, холеры и оспы именно в западноевропейских городах была самая высокая смертность.

В Российской империи более позднего периода в случае возникновения эпидемий немедленно предпринимались самые решительные противоэпидемические и карантинные меры, которыми лично руководили губернаторы. Например, когда в 1829-м году в Одессе был зафиксирован первый случай чумы, указом генерал-губернатора графа М. С. Воронцова, были закрыты все учебные заведения, театры, общественные места, питейные лавки, все магазины, кроме продуктовых, церкви, синагоги и мечети. Жителям Одессы запретили общаться между собой и свободно передвигаться по городу. В каждом квартале были особые комиссары, которые имели специальные опознавательные знаки. Они могли выходить из дома, доставляли жителям все необходимое, соблюдая при этом карантинные правила. Помимо комиссаров, заботившихся об обеспечении бедного населения города, что особо отмечал Воронцов, по улицам имели право перемещаться двадцать врачей, которые проводили подворовые обходы опрашивая население о признаках болезни и, в случае необходимости, оказывали медицинскую помощь.

В советское время большой вклад в борьбу с эпидемиями внес первый министр здравоохранения (Народный комиссар здравоохранения) Николай Александрович Семашко. В 1918–1919 годах, в условиях Гражданской войны, он объединил все организации, имеющие отношение к оказанию медицинской помощи в единую государственную систему, прежде всего путем национализации лечебных учреждений, аптек и фабрик по производству медицинских изделий и лекарств. Семашко впервые организовал государственную систему санитарно-эпидемиологической службы и дезинфекционного дела, включая научно-исследовательский институт бактериологии, вакцин и сывороток. Главными принципами Семашко были:

  • централизация всей системы здравоохранения;
  • бесплатность и общедоступность медицинской помощи;
  • ликвидация социальных основ болезней;
  • привлечение общественности к делу здравоохранения;
  • единство медицинской науки и практики.

Семашко инициировал издание брошюр, где говорилось о правилах поведения в условиях эпидемий и соблюдении мер личной гигиены. При нем были организованы санитарные митинги, суды, ставились санитарные пьесы, инсценировки, проводились тематические санитарные выставки. Несоблюдение санитарных мер в условиях Гражданской войны расценивалось как саботаж, признанные виновными нередко расстреливались.

Наука

Настоящим прорывом в борьбе с эпидемиями совершило открытие вакцины. Первые попытки вакцинации были проведены персидским врачом Аз-Рази, жившим во второй половине IX — первой половине X века. В своем труде "Об оспе и кори" он отмечал невосприимчивость к повторному заболеванию и упоминал прививку лёгкой человеческой оспы. Его метод состоял в прививке здорового человека гноем из созревшей пустулы больного натуральной оспой. В конце XVI века учёные обнаружили, что коровья оспа, проявляющаяся в виде пустул у коров и лошадей, предохраняет человека от заражения чёрной оспой. Кавалерия гораздо реже страдала от оспы, чем пехота, более низкая смертность была и среди доярок. Первое же публичное прививание коровьей оспы состоялось в 1796-м году. Тогда восьмилетний мальчик Джемс Фиппс получил иммунитет и привить натуральную человеческую оспу через полтора месяца ему не удалось. Солдат и моряков с 1800-го года стали прививать в обязательном порядке, а в 1807-м году Бавария стала первой страной, где прививка была обязательной для всего населения. Для прививки материал из оспины у одного человека переносился на другого. Однако, нередко вместе с лимфой переносили и сифилис. В итоге решили в качестве исходного материала использовать оспины телят. В РСФСР декрет об обязательных прививках от оспы ввели в 1919-м году. Благодаря этому решению количество заболевших значительно снижалось и к 1936-му году натуральную оспу в СССР ликвидировали полностью. В 1942–1943 году применение холерного бактериофага позволило советскому микробиологу Зинаиде Ермольевой и группе ученых-бактериологов предотвратить вспышку холеры в действующих войсках Сталинградского фронта.

На новый уровень эффективность лечения инфекций вывело изобретение антибиотиков. Если до этого смертность от чумы составляла 90-95%, то после применения антибиотиков тетрациклинового ряда она сократилась до 5-10%. Сегодня продолжается поиск наиболее эффективных методов лечения вирусных инфекций, ученые используют клеточные и биоинженерные технологии, будущее, вероятно, за генной инженерией, созданием искусственных микроорганизмов и вирусов, обладающих высоким противодействием болезнетворным агентам. При этом, не исключено, что с биологической точки зрения, эпидемии и инфекции являются базовым процессом эволюции и изменения видов. Тогда, в недалеком будущем, мы можем ожидать новых, более опасных эпидемий и пандемий, которые неизбежно изменят наш образ жизни и весь ход цивилизации.

Современное учение об эпидемиологическом процессе сформулировал российский профессор Лев Васильевич Громашевский. В 1941-м году он опубликовал фундаментальный труд "Общая эпидемиология. Руководство для врачей и студентов", который был переведен на многие языки и до сих пор используется студентами медицинских ВУЗов. В своем учении профессор выделил три звена любой эпидемии: источник инфекции, передача инфекции и организм, на который воздействует возбудитель болезни, назвав это эпидемиологической триадой. Устранение любого звена, по его утверждению, приведет к прекращению эпидемии. Сегодня теория Громашевского является фундаментом для специалистов клинического и профилактического направлений во всем мире в поиске новых средств борьбы с современным и будущими эпидемиями.

Оружие массового поражения

Говоря об эпидемиях, невозможно обойти вопрос применения возбудителей инфекционных болезней осознанно, с военными и диверсионными целями, в качестве оружия массового поражения. История применения биологического оружия насчитывает несколько веков. В 1346-м году монголы применили возбудителя чумы для того, что бы вызвать эпидемию этой болезни в осажденной