Дислексия была классифицирована Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) как нарушение способности к чтению в 1991 году и как инвалидность в 1993 году. Им страдают до 20% населения в целом, независимо от культуры и региона мира. Этот процент варьируется в зависимости от орфографических особенностей языка, на котором дети учатся читать. Этих детей чаще всего воспринимают как ленивых или с пониженными интеллектуальными способностями, но они сталкиваются с трудностями, которые долгое время недооценивались, равно как и их потенциал. Недавно группа американских исследователей выдвинула новую гипотезу: дислексия - это не обычное неврологическое расстройство, а эволюционное преимущество. Люди с дислексией более компетентны в изучении неизвестного. Это, вероятно, сыграет фундаментальную роль в адаптации человека к изменяющимся условиям окружающей среды. Эти результаты ставят под сомнение наше представление о дислексии.
Всемирная федерация неврологии определяет дислексию как "расстройство у детей, которые, несмотря на типичный опыт обучения в классе, не могут приобрести языковые навыки чтения, письма и правописания, соответствующие их интеллектуальным способностям".
В основе трудностей в обучении чтению может лежать множество факторов, как экологических, так и биологических. Поэтому невозможно свести все трудности чтения к одной причине или расстройству. Тем не менее исследования, проводимые уже более века, показали, что у ряда детей с трудностями чтения наблюдается тяжелая неспособность к чтению, даже если они являются нормально развитыми, хорошо обученными детьми в нормальной семье и социальной среде. В результате была выдвинута гипотеза о специфическом расстройстве обучения чтению, которое также называют дислексией развития и часто сокращенно называют дислексией (в отличие от алексии, или приобретенной дислексии, которая возникает у взрослых людей после травмы головного мозга).
Недавно исследователи из Кембриджского университета, изучающие познание, поведение и мозг в целом, использовали эволюционный подход для понимания феномена дислексии, который встречается во всех культурах. Вопреки традиционным исследованиям, считающим дислексию аномалией развития, они попытались определить полезность этого типа познания и пришли к выводу, что люди с дислексией будут специализироваться на изучении неизвестного. Их работа опубликована в журнале
Дислексия через призму эволюции
Гипотеза команды основывается на гипотезе Нормана Гешвинда, который отметил растущее число исследований, свидетельствующих о том, что люди с дислексией обладают превосходными талантами в определенных невербальных навыках, связанных с искусством, архитектурой, инженерным делом и легкой атлетикой. Гешвинд был первым, кто указал на вероятную эволюционную основу наблюдаемых различий. Более того, он предположил, что когда относительно большая часть населения имеет явно неблагоприятные условия, "стоит задаться вопросом, может ли здесь иметь место уравновешивающее преимущество". Более того, это расстройство связано с несколькими генами, и считается, что наследственность составляет не менее 60%.
Кроме того, исследователи опираются на совершенно новую теорию эволюции, разработанную той же командой из Кембриджского университета. Эта теория предполагает, что успешная адаптация у людей является результатом сотрудничества между людьми, которые специализируются на различных, но взаимодополняющих стратегиях нейрокогнитивных исследований. Другими словами, взаимодополняемость индивидуальных интеллектов является ключом к эволюции и выживанию человеческого вида.
В настоящем исследовании авторы повторно рассматривают когнитивные различия, связанные с дислексией, с эволюционной точки зрения, используя междисциплинарный подход и обзор всей доступной в настоящее время научной литературы.
Доктор Хелен Тейлор, исследователь из Института археологических исследований Макдональда при Кембриджском университете, заявила в своем заявлении: "Ориентированный на дефицит внимания взгляд на дислексию не раскрывает всей истории. Это исследование предлагает новую основу, которая поможет нам лучше понять когнитивные способности людей с дислексией".
Комплементарное познание лежит в основе дислексии и нашего выживания
Как упоминалось ранее, новая теория, разработанная Тейлором и его коллегами и подтверждающая результаты исследования дислексии, предполагает, что наши предки развивались, специализируясь на различных, но взаимодополняющих способах мышления, что повышает способность человека к адаптации через сотрудничество.
По сути, в основе этих когнитивных специализаций лежит хорошо известный компромисс между изучением новой информации и использованием существующих знаний. Исследование включает в себя действия, связанные с поиском неизвестного, такие как эксперименты, открытия и инновации. Напротив, эксплуатация заключается в использовании того, что уже известно, включая уточнение, эффективность и отбор.
Авторы используют конкретный пример: "Если вы съедите всю имеющуюся у вас пищу, вы можете умереть с голоду, когда она закончится. Но если вы тратите все свое время на поиски пищи, вы тратите энергию, которая вам не нужна". Как и в любой сложной системе, для выживания необходимо соблюдать баланс между использованием известных ресурсов и поиском новых.
Тейлор объясняет: "Баланс между поиском новых возможностей и использованием преимуществ конкретного выбора является ключом к адаптации и выживанию и лежит в основе многих решений, которые мы принимаем в нашей повседневной жизни".
Исследователи считают, что люди с дислексией развития обладают особыми способностями, связанными с исследованием неизвестного, что способствовало успешной адаптации и выживанию нашего вида.
Предпочтительные области для лечения дислексии
Принимая во внимание этот компромисс между исследованием и эксплуатацией, исследовательская специализация у людей с дислексией, по-видимому, объясняет, почему они испытывают трудности с эксплуатационными задачами, такими как чтение и письмо. Тейлор добавляет: "Это также может объяснить, почему люди с дислексией тяготеют к определенным профессиям, требующим исследовательских навыков, таким как искусство, архитектура, инженерное дело и предпринимательство".
Так, исследование предпринимателей в США, проведенное в 2009 году, показало, что 35% из них страдают дислексией, причем 22% имеют высокую или чрезвычайную степень дислексии. Более того, в ходе исследования, проведенного в нескольких университетах Великобритании по четырем дисциплинам (инженерное дело, право, медицина и стоматология) в 2014 году, ученые сообщили, что самоидентифицированная дислексия в инженерном деле составила 28%, по сравнению с 5% в юриспруденции.
Кроме того, команда обнаружила, что их выводы согласуются с данными из нескольких других областей исследований. Например, склонность к исследованию у такой большой части населения указывает на то, что наш вид, должно быть, развивался в период большой неопределенности и перемен. Это согласуется с результатами исследований в области палеоархеологии, которые показывают, что эволюция человека формировалась на протяжении сотен тысяч лет под влиянием резких климатических и экологических изменений.
Наконец, исследователи отмечают, что сотрудничество между людьми с разными способностями может помочь объяснить исключительную способность нашего вида к адаптации. Например, несколько исследований показали, что люди с дислексией обладают повышенными способностями в различных аспектах дивергентного мышления. Дивергентное мышление включает в себя способность генерировать несколько решений или идей для решения проблемы, гибкость в переключении между категориями, а также способность детализировать и развивать идею. Она также включает в себя оригинальность, то есть способность генерировать новые и необычные идеи.